Оригинальный русский писатель и драматург Алексей Михайлович Ремизов, столь любимый Мариной Цветаевой (и нелюбимый Ахматовой), обожал сны, сказки, фантазии, вообще всё не реальное. Он был большим поклонником восточной мудрости.
"Стоило лишь посмотреть на него самого, на черты его лица, на тюбетейку, чтобы понять его влечение к московской, полуазиатской Руси. (..) Его упоминания о происхождении матери, крестьянки из села Батыево. Моё толкование его фамилии от арабского слова «ремз», т.е. «тайна» — было приятно А.М. Он ведь не то тибетский лама одного из его рассказов, не то суфийский старец шейх. Таким признал его приведенный мною к А.М. мой тегеранский друг, писатель
Санатú Задé, поцеловавший руку смутившемуся А.М." - вспоминал В. П. Никитин, учёный востоковед, друг Ремизова.И уже в старости, последние три года жизни, Ремизов работал над суфийскими текстами, пересказывая их как бы на русский лад.
СУФИЙНАЯ МУДРОСТЬ
ИМАМЫ
Джафар Садэг(700 - 765)
1.
Садэг («Правдивый»)Джафар Садэг — «хранитель тайн Аллаха». Единственный из
потомков Пророка он понимал сокровенное Ислама, и никто из совре
менников — богословов и учёных — не был способен усвоить от него
тайны.
— Вот где, — Джафар указал на свою грудь, — хранится знание,
и как хотел бы я найти, кто мог бы принять сокровище.
Слышали однажды, как Джафар Садэг сказал:
— О сын мой, старайся уяснить тайное знание. Оно много
плодотворнее, нежели ты думаешь. О сын мой, знакомясь с поверхност
ным учением и пренебрегая постижением внутреннего смысла, ты, сам
того не зная, утеряешь свою жизнь. Знай, однако, тайный смысл — дар
Бога, а не приобретение. Аллах дарует тому, кто всем сердцем
стремится.
4.
ОжогиОдин из рабов Садэга принёс после вечери горячей воды для
омовения рук. Вода была так горяча — Садэг ошпарил пальцы и,
содрогнувшись, отдёрнул руку.
Раб от смущения содрогнулся не менее Садэга и, не зная, чем
выразить свою вину и испросить прощение, он произнёс стих из Корана:
Аллах любит тех, кто сдерживает свою злобу,
И тех, кто прощает людям,
И тех, кто выражает великодушие.
На каждую строку Садэг ответил:
— Я не чувствую никакой злобы.
— Прощаю тебя.
— Отпускаю тебя на волю.
И возблагодарил Садэг Бога:
— Какие пустяки — обжёгся! — пробудили великодушие.
6.
Мудрец— Кто есть мудрец? — спросил Садэг учёнейшего богослова Абу
Ханифу.
Абу Ханифа сказал:
— Тот мудр, кто умеет отличать доброе от злого.
— Какая же это мудрость? — заметил Садэг. — Эта способность
есть и у животных.
— Так кто же, по твоему, самый мудрый?
Садэг ответил:
—Тот мудр, кто может различить два добра и два зла и выберет
лучшее добро из двух и меньшее из двух зол.
Бишр ХафиБишр Хафи родился в Мервском оазисе в 767 году, жил в Багдаде.
Жизнь его была не совсем так — завсегдатай багдадских кабаков.
Обращение его к Аллаху совершилось в кабацком угаре. Пропив сапоги,
босой, не помня себя, кренделил он беспутно домой. На всю жизнь
в память своего чудесного обращения решил остаться босоногим.
1.
ОбращениеБыло дело так: поздно вечером, вдребезги пьяный, идет он и видит
на дороге лоскуток бумаги, поднял грамотку и читает:
— Бисмилляхиаррахман, аррахим — «Во имя Аллаха милос
тивого, милосердного…» (такими словами начинаются все главы Корана).
Бишр достал пузырёк духов, окропил находку и с благоговением,
как святыню, понёс домой.
И в ту же ночь одному благочестивому человеку приснился сон;
слышит голос: «Ступай к Бишру и скажи слова Корана», — повторил
написанное на лоскутке:
«… Ты очистил наше имя, так и мы очищаем тебя; Ты превознёс
наше имя, так и мы превознесём твоё; Ты сделал наше имя благоухан
ным, так и мы сделаем тебя».
Человек проснулся и задумался: «Чтото неладно. Бишр —
беспутный, пьяница, сон не о нём, так ли я понял?»
Поднялся, совершил омовение, проговорил молитву и снова неожи
данно заснул. И снится ему тот же сон. И в третий раз тоже.
Когда настал день, человек пошёл искать Бишра. В одном из
кабаков он наткнулся на пьянчужку: Бишр валялся под скамейкой
мертвецки пьяный.
— Оставь его, какой может быть разговор, посмотри, пьян, как
стелька, мычит.
Но человек просит кабатчика:
— Скажи ему, есть до него важное слово.
— Чьё слово? — пролепетал Бишр.
И был поражен, узнав: слово Божье.
Тотчас поднялся и, обратившись к собутыльникам, твёрдо сказал:
«Други мои, я призван и должен уйти. Никогда больше вы здесь не
увидите меня!»
Так и было. Раскаяние очистило душу, и он достиг благочестия.
2.
Ахмед ХанбалДля Бишра весь мир казался озарён сиянием Аллаха. Ахмед
Ханбал, первый из учёных богословов и юристов, часто посещал Бишра
и испытывал его в Боге.
Ученикам Ахмеда было вдиву, как это возможно: Ахмед, первый в
науке Ислама, советуется с безграмотным.
Ахмед отвечал:
— Да, я в науке — минарет, но в познании Бога Бишр
превосходит.
3.
БесподобныйБессмертный пророк Эльяс (Илия)альХидр (Зеленый), когда
его спросили, кем он считает богослова Шафия, ответил:
— Шафий — один из столпов Ислама.
— А Ахмед Ханбал?
— Ахмед Ханбал — один из знающих правду.
— А Бишр Хафи?
— Бишр Хафи — ему нет подобного.
4.
Побежденное желаниеБишра упрекали: «Ты знаешь много изречений Мухаммеда, почему
же ты таишь их?»
— В моём сердце сильное желание сообщить вам, и я не могу
победить это желание. Но я возвещу вам о них, как только превозмогу, —
ответил Бишр.
5.
Образец поведенияГоворили Бишру:
— Багдад погряз в мирской суете, и всё, чем питаются багдадские
жители, собрано и создано неправедно и бесчестно, как же ты этим
питаешься?
Бишр сказал:
— Я ем то же, что и вы, пью то же, что и вы.
— А скажи: благодаря каким добродетелям ты достиг своего
состояния?
Бишр отетил:
— Откусывая куски меньше ваших, протягивая руку короче
вашей.
Понято было так: довольствоваться малым, воздерживаться и быть
честным.
6.
ОтветыЕго тянуло на мясное, но денег у него никогда не водилось, и он
невольно воздерживался. Однажды зимой его застали: сидит в комнате
голый и дрожит.
— Зачем же ты сам себя мучаешь?
— Я думал о бедных людях, — отвечал Бишр, — которые
страждут от холода, и у меня нет ничего, чтобы помочь им. Вот я снял
одежду, мерзну, чтобы, имея их мысли, равняться с ними.
— Почему ты не порицаешь великих мира сего, виноватых в столь
ких жестокостях?
Бишр ответил:
— Имя Аллаха я ставлю слишком высоко, чтобы произносить его
перед теми, кто Его не хочет знать.
7.
Чудесный коврикРассказывает Ахмедибн Ибрагим:
— Бишр поручил мне пойти к Маруфу, живёт на том берегу
Тигра, и сказать, что придёт к нему после молитвы. Я исполнил
поручение, но Бишр так запоздал — не было лодок для переправы.
Очень меня забеспокоило: был поздний вечер. И вижу, наконецто,
Бишр появился и, не видя лодок, кинул свой молитвенный коврик на
воду и так переправился на другой берег. До утренней зари Бишр
оставался с Маруфом и таким же путем, на коврике, вернулся. Я
бросился к его ногам, прося помолиться обо мне. Бишр помолился и
просил меня не говорить об его тайне. До самой его кончины — я
молчал.
8.
ПаломничествоПришёл к Бишру один человек, просит совета: у него две тысячи
серебра, и он хочет совершить паломничество в Мекку.
Бишр сказал:
— Если ты затеял паломничеством ублажить Господа, ступай и
уплати долг должника, или дай деньги неустроенному, или тому, у кого на
руках большая семья. Один такой поступок, которым ты порадуешь чьё
нибудь сердце, несравненно выше всяких паломничеств.
9.
ДобротаНезадолго до смерти Бишра пришёл к нему человек и жаловался на
свою нужду. Бишр снял с себя рубашку и подал человеку. Лёг,
прикрылся тряпьём и помер.
После его смерти видели его во сне, спрашивали:
— Как поступил с тобою Бог?
— Бог укорял: «Чего, — говорит, — ты, несчастный Бишр, всю
жизнь боялся Меня? Разве ты не знал, что доброта — одно из моих
качеств?»
10.
ИзреченияИз изречений Бишра:
— Странствуйте постоянно: вода, что течёт, остаётся свежей, чис
той и прозрачной;
— Кто стремится, чтобы люди почитали его, тот не знает бла
годати божественной любви;
— Три поступка самые трудные: быть щедрым, испытывая нужду;
обладая властью, воздерживаться; говорить прямо перед тем, кто
внушает страх;
— Пока твой враг тебя боится, ты не достигнул совершенства.