Как идти правильно? Путь Марфы и путь Марии

разные проблемные вопросы

Как идти правильно? Путь Марфы и путь Марии

Сообщение Darya » 17 мар 2010, 12:26

Тема возникла из этой. Речь шла об окончании 10 главы Евангелия от Луки (пер. Кассиана):
И во время пути их вошел Он в одно селение. И женщина некая, по имени Марфа, приняла Его в дом свой.
И у неё была сестра, называвшаяся Марией, которая и села у ног Господа, и слушала слово Его.
Марфа же вся была поглощена услужением. Она подошла и сказала: Господи, Тебе дела нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы она мне помогла. И ответил ей Господь; Марфа, Марфа, заботишься ты и беспокоишься о многом, а одно только нужно: Мария же благую долю избрала, которая не отнимется у неё.


пер. В. Кузнецовой: Продолжая путь, Иисус с учениками зашёл в деревню. Там Его приняла у себя женщина по имени Марфа. У неё была сестра, которую звали Мариам. Она, сев у ног Господа, слушала Его речи. Марфа же была вся в хлопотах о большом угощении. Она подошла и сказала:
— Господин мой, Тебе дела нет до того, что сестра бросила на меня всю работу? Скажи ей, чтобы она мне помогла!
— Марфа, Марфа, — сказал ей в ответ Господь, — ты заботишься и хлопочешь, чтобы всего было много, а нужно
только одно. Вот Мариам выбрала себе лучшую долю, этого у неё не отнимут.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
paia писал(а):А в идеале, наверное, они должны чередоваться - Путь Марфы и Путь Марии.

Это как правой-левой, правой-левой?.. Так, для того, чтобы идти нужно еще вертикальное положение поддерживать и смотреть, куда идешь ;)
Darya
 
Сообщений: 86
Зарегистрирован: 12 ноя 2009, 12:45

Re: Как идти правильно? Путь Марфы и путь Марии

Сообщение paia » 17 мар 2010, 16:59

Darya писал(а):Это как правой-левой, правой-левой?.. Так, для того, чтобы идти нужно еще вертикальное положение поддерживать и смотреть, куда идешь ;)
Вот, для того, чтобы смотреть, куда идти, нужна рефлексия - путь Марии.

Праведные Марфа и Мария олицетворяют собой два пути христианского спасения: путь деятельного служения Богу и ближним, и путь созерцательной, молитвенной жизни. И на том и на другом пути можно спастись. Но и для Марфы, и для Марии есть одна опасность – считать именно свой путь единственно угодным Богу. Необходимо знать: чтобы ступить на второй путь, надо сначала очистить душу добрыми делами. Действенная, глубокая, настоящая любовь всегда находит способ проявить себя. Вот Марфа – готовит угощение, спешит накормить тех, кто к ней пришёл. В первую очередь – Господа. Это женское, материнское желание, чтобы люди были сыты, почувствовали радость, уют, домашнее тепло. Когда Господь сказал, что Мария избрала благую часть, Он не унизил труда Марфы, но показал, что у Марии тоже только часть. От целого. А целое – это когда душа и познаёт, и отдает себя, и служит.
Марфа и Мария жили в Вифании и не ходили за Спасителем, но душою они были с Ним. Когда наступили скорбные для Господа часы, и даже ближайшие ученики Его покинули, Марфа и Мария оказались рядом. Сёстры находились среди жен-мироносиц. Они не могли ничему помешать, но стояли на Голгофе до конца вместе с Пресвятой Богородицей. А потом послужили Господу уничижённому, принявшему смерть. Праведные Марфа и Мария были разными по характеру, но родные по духу.

А вглубь - всегда, пожалуйста. Сколько скушаешь :D Крупнейший христианский мистик, блестящий проповедник, предшественник Гегеля, Мейстер Экхарт, МАРИЯ И МАРФА.

Изображение
Ян Вермеер. Христос в доме Марфы и Марии (1655).
Смотреть в высоком разрешении.

Читать об истории создания картины и не только.
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4662
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

Re: Как идти правильно? Путь Марфы и путь Марии

Сообщение Darya » 17 мар 2010, 17:37

paia писал(а):А вглубь - всегда, пожалуйста. Сколько скушаешь :D

Спасибо, спрошу, когда проголодаюсь
:smile:
Darya
 
Сообщений: 86
Зарегистрирован: 12 ноя 2009, 12:45

Как идти правильно? Путь Марфы и путь Марии

Сообщение paia » 20 мар 2010, 14:05

Когда мне было 17 лет, я презирал "деятелей". Настольной книгой была "Записки из подполья" Достоевского - гениальный эскиз к его будущим романам.
"Повторяю, усиленно повторяю: все непосредственные люди и деятели потому и деятельны, что они тупы и ограничены."
Я сам пришёл лет в 14 к подобным мыслям (ещё в юности занимался много интроспекцией), у Достоевского увидел их чёткое подтверждение. "...они [деятели] вследствие своей ограниченности ближайшие и второстепенные причины за первоначальные принимают, таким образом скорее и легче других убеждаются, что непреложное основание своему делу нашли, ну и успокоиваются; а ведь это главное. Ведь чтоб начать действовать, нужно быть совершенно успокоенным предварительно, и чтоб сомнений уж никаких не оставалось. Ну а как я, например, себя успокою? Где у меня первоначальные причины, на которые я упрусь, где основания? Откуда я их возьму? Я упражняюсь в мышлении, а следственно, у меня всякая первоначальная причина тотчас же тащит за собою другую, еще первоначальнее, и так далее в бесконечность. Такова именно сущность всякого сознания и мышления."
Рефлексия в итоге меня захлёстывала. Вплоть до того, что уже мало что мог делать :%)
Далеко не сразу пришёл я к пониманию того, что настоящее познание может идти через деятельность. Что истину нужно ПЕРЕЖИТЬ, тогда она становится твоей.
И в 21 меня качнуло в другую крайность, стал работать на двух работах и т. д. :smile:

Перед молодыми людьми возникает нередко вопрос: как идти правильно?

Есть Путь созерцания, самонаблюдения, интроспекции, медитации, молитвы.

И Путь деятельности - не только практики - йога, цигун, дыхательные, око возрождения, различные формы работы с энергиями и т. д., - но и обучение различным ремёслам и профессиям, и совершенствование в них.


Ассоциации: неподвижность/молчание/мысль/чувства - деятельность/речь/интеллект/разум; Восток и Запад; правое полушарие и левое; Инь и Ян(?).

Как по-Вашему правильно совершенствоваться, какой сейчас путь эффективнее?

Изображение
Генрих Семирадский. Христос в доме Марии и Марфы. 1886 г.

Тот же сюжет у Тинторетто.

И у Уильяма Блейка.
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4662
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

Re: Как идти правильно? Путь Марфы и путь Марии

Сообщение Darya » 21 мар 2010, 19:19

paia писал(а): Перед молодыми людьми возникает нередко вопрос: как идти правильно?

:ROFL: Вот спасибо :good: сразу чувствуешь себя моложе :lol:

paia писал(а): Ассоциации: неподвижность/молчание/мысль/чувства - деятельность/речь/интеллект/разум; Восток и Запад; правое полушарие и левое; Инь и Ян(?).

Раз уж говорим о пути в целом, то ассоциации скорее не об Инь и Ян, а о Ци, о перетекании одного во второе и второго в первое, т.е. об изменении качества целого.

Путь Марфы и путь Марии не видятся противоположными.
Путь интроспекции как бы противостоит пути Марфы, но он не есть путь Марии, а скорее изнанка пути Марфы. Можно усмотреть путь от марфы к Марфе. марфа заботится о многом, она видит множество деталей, но у нее проблемы с синтезом (соблазнительно и тупиково искать смысл целого, воплощение замысла (т.е. «думать об одном») в якобы главной подробности из той же плоскости). Примером марфы, вероятно, может послужить экскурсоводша. Ассоциация с Марфой: «Вы – соль Земли». Ассоциации с путем Марфы: добросовестная работа, забота, служение, дифференциация, наведение порядка, конкретный и практический взгляд на мир… Интроспекция – тот же путь, только во внутреннем мире. Те же проблемы синтеза, видения целого, поиск смысла.
В пути, в поиске мечемся между внутренним и внешним... пока не достигнем контрастного напряжения или истощения. И тут изменяется сознание, открывается новый смысл, начинаем видеть единое, чуточку мудреем. Этот путь видится как бы изнанкой пути марии. Ассоциации с путем Марии: интеграция, служение, божественная благодать, «Вы – свет мира».
Может показаться, что марфа смотрит как бы земным взглядом, а мария - небесным. Но, вероятно, находятся они все же в одной плоскости, и чтобы двигаться от марии к Марии, нужен путь от марфы к Марфе. Эти пути увязаны как сестры. Я тут нарисовала наверное что-то вроде пирамиды с квадратным основанием, диагонали которого два пути.
Сказать-то, наверное, вот какую мысль хотела. Мы ищем путь, но парадокс в том, что мы не можем быть вне пути, осознанно или нет - мы уже на пути. Иногда грубый рассудок не дает слышать тонкий голос интуиции, громкая страсть перекрывает глубокое чувство, автоматизмы не позволяют осознавать… Но мы не отдельны, не закрыты. Не мы идем, но нас ведут. Это только рассудок может поочередно фокусироваться на отдельных частях и изменениях, а меняется всё целое.
Darya
 
Сообщений: 86
Зарегистрирован: 12 ноя 2009, 12:45

Re: Как идти правильно? Путь Марфы и путь Марии

Сообщение paia » 25 мар 2010, 16:50

Darya писал(а): Ассоциации с путем Марфы: добросовестная работа, забота, служение, дифференциация, наведение порядка, конкретный и практический взгляд на мир…
..Ассоциации с путем Марии: интеграция, служение, божественная благодать..
Спасибо :good:
Да, ещё и важно, что эти два пути дополняют друг друга - должны дополнять.
Причём всё-таки в самом начале должно быть созерцание.
И современное западное общество заклинено на Пути Марфы, который тем самым превратился в путь марфы :(
Что нас ждёт в будущем, если культуру подменила бездуховная цивилизация?..
Эти пути увязаны как сестры. Я тут нарисовала наверное что-то вроде пирамиды с квадратным основанием, диагонали которого два пути.
Сказать-то, наверное, вот какую мысль хотела. Мы ищем путь, но парадокс в том, что мы не можем быть вне пути, осознанно или нет - мы уже на пути. Иногда грубый рассудок не дает слышать тонкий голос интуиции, громкая страсть перекрывает глубокое чувство, автоматизмы не позволяют осознавать… Но мы не отдельны, не закрыты. Не мы идем, но нас ведут. Это только рассудок может поочередно фокусироваться на отдельных частях и изменениях, а меняется всё целое.
Это понятно, что мы редко осознанно выбираем. Потому и написал выше про МОЛОДЫХ людей, которым важна парадигма: с кого делать жизнь.
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4662
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

Re: Как идти правильно? Путь Марфы и путь Марии

Сообщение Darya » 26 мар 2010, 02:54

paia писал(а):Причём всё-таки в самом начале должно быть созерцание.

Или вера?
paia писал(а): Потому и написал выше про МОЛОДЫХ людей, которым важна парадигма: с кого делать жизнь.

Не очень понятно о парадигме :unknown:
Darya
 
Сообщений: 86
Зарегистрирован: 12 ноя 2009, 12:45

Re: Как идти правильно? Путь Марфы и путь Марии

Сообщение paia » 26 мар 2010, 04:20

Darya писал(а):Или вера?
Нашёл у Померанца текст :D, сейча-ас (голосом сытого волка из знаменитого мультика) процитирую :Yahoo!:
Не очень понятно о парадигме :unknown:
Имел ввиду старое значение слова: парадигма - от греч. paradeigma - пример, образец.
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4662
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

Григорий Соломонович Померанц

Сообщение paia » 26 мар 2010, 04:25

Экологический кризис и духовный кризис - две стороны одного кризиса, потери «целостного разумения" (Киреевский), потери чувства Целого. Царство духа рассыпалось на части, и каждая сила растет, как опухоль, и вместе со зримым ростом идет незримое разрушение. Мировая цивилизация, начавшаяся на Западе XVII в., - это цивилизация Марфы. Она позаботилась о многом и достигла многого, но забыла, как созерцать Слово (я имею в виду евангельскую притчу о Марии и Марфе). Фауст неправ: в начале все-таки было Слово, в самом широком смысле, читая как Слово и красоту Божьего мира, созерцая её как лик Отца, как след Его творчества, как заданный нам пример. Доброе дело начинается после созерцания Слова, исходит из Слова.
Цивилизация чистого созерцания невозможна. Но современность резко перекошена в сторону Марфы, и этот перекос можно исправить. Его необходимо исправить. Об этом писали Мартин Бубер и Мартин Хайдеггер, Габриэль Марсель и Эрих Фромм. Они описывали кризис разными словами, но подталкивало их одно.

Поворот к созерцанию вытекает из самой логики развития. В XVIII в. физиократы еще могли считать, что реальные ценности создает только труд крестьянина и горняка. В XIX в. Маркс считал основным промышленный труд (и предполагал, что при коммунизме скрипач будет четыре часа стоять у станка, а потом браться за смычок). Сейчас мы говорим о научно-технической революции, о производстве научно-технической информации. Что дальше?
В пьесе Дюрренматта физики нашли формулу всех будущих, открытий. Это фантастика, но за ней стоит реальность творческого состояния. Одна из возможностей XXI в.,- цивилизация, в которой созерцание, удесятеряя моральные и интеллектуальные силы, будет признана вершиной культуры не только для ученых. Всякий труд, тесно связанный с созерцанием, приобретает новый смысл,

Как это удивительно, как чудесно!
Я таскаю воду, я подношу дрова! -

писал средневековый китайский поэт Пан Юнь. Созерцание бесконечно расширяет возможности мысли, и действия. В со-зерцании тонет ненависть.В созерцании исчезает привязанность к букве религии, к букве убеждений, открывается чувство истины, которая глубже слов. В созерцании рождается дух диа-лога, общее стремление к истине, вокруг которой мы кружимся, никогда не достигая её в словах. Созерцание поможет нам перейти к цивилизации экономического равновесия, гармонии и духовного роста.
Вероятно ли это? Нет, конечно. Гораздо вероятнее экологическая катастрофа. Пока люди в самых цивилизованных странах видят свое счастье в накоплении новых красивых вещей, промышленность будет расти, дух сжиматься и неоткуда будет взять энергию для выхода из тупика. Наша надежда - на маловероятное. Если внимательно вглядеться в историю, все ключевые моменты её, все решающие сдвиги были мало вероятны. Физики говорят, что так же шла эволюция Вселенной. Они называют это эффектом бутылочного горлышка. Жидкость втекает сквозь узкое горлышко и потом уже разливается внутри.
Когда стоял вопрос об освобождении крестьян, большинство Государственного Совета было против проекта. Но царь присоединился к меньшинству, и крестьяне были освобождены. Так действует и Провидение. Оно не творит заметных чудес, но поддерживает флюктуации, отклонения от инерции, которые Ему нужны. Незримая сила присоединяется к меньшинству, к слабому противоречию, и оно приобретает силу. Но Богу надо помочь. Надо создать хотя бы ничтожное меньшинство, хотя бы слабое противотечение. Эта мысль была высказана Папини, её повторил Бёлль, и я повторяю её снова. Некоторые мысли надо повторять. Тогда они теряют причудливость, странность и становятся нормой. Мысль о Боге, распятом на кресте, была когда-то «для иудеев соблазном, для эллинов безумием». Потом она стала краеугольным камнем цивилизации.
Кто мог предвидеть, что бегство Мохаммеда из Мекки в другой, ещё менее известный городок Ясриб, станет началом нового летосчисления? Всё великое было когда-то невероятным. Так родились не только мировые религии. Невозможно строго объяснить многое другое: возникновение философии, возникновение цивилизации, нашедшей устойчивость без имперского центра, - западной цивилизации... Несколько раз новое должно было погибнуть, но не погибало. Я не думаю, что Иисус Навин физически остановил солнце, но Бог его поддержал. Он поддержит и наши слабые попытки солидарности, попытки выхода из ненависти, попытки диалога заклятых врагов, попытки понимания причин массового безумия.
Очень важно понять, что вызывает страх, вызывает потребность вместить страх в образ врага и потребность в вожде, который зарежет козла отпущения. Первая причина - общая неуверенность в будущем, тревога, чувство неведомой опасности, грозящей со всех сторон. У этой неуверенности много оснований; достаточно вспомнить атомную бомбу. Но верующий человек остается самим собой, что бы ни ждало его. Опора духа в вечности. Верующему всё равно, сколько лет осталось нашей цивилизации: 30, 30 OOQ 000 или еще больше. Всё равно, если жизнь не имеет вечного смысла, то любая длительность - только затянувшийся кошмар. Поэтому можно сказать, что вторая причина неуверенности, на более глубоком уровне, - это бездуховность цивилизации. Торжество современной мировой цивилизации выступает как торжество бездуховности. И сопротивление натиску цивилизации можно отчасти объяснить как сопротивление бездуховности.
Что-то подобное происходит всюду, в том числе в нашей стране. Деловые люди говорят о необходимости объединения, потому что объединение экономически выгодно, а чувство восстает против бездуховности разумно устроенного мира. Я думаю, это сказывается и в сопротивлении некоторых стран Запада интеграции Европы. Чувство ведет себя как подпольный человек Достоевского, который хочет дать пинка хрустальному зданию, хочет оставаться со своими глупыми желаниями, не хочет превращаться в штифтик разумно устроенной машины. И наряду с ростом доводов за объединение всех стран, за мировое правительство, за централизованное регулирование отношений человека с природой, растет яростное этническое сопротивление, яростное сопротивление ислама, сопротивление русского православия духу современности.
Когда растёт порок и раздор, когда рушится чувство долга, тогда Я возрождаюсь, говорит Кришна. Сейчас как раз наступил такой миг нового рождения Бога, нового шага религиозного процесса. Он создал когда-то племенные религии, создал мировые религии, ставшие опорой империй; он готов к следующему шагу. Этот шаг не может быть новым откровением, созданием новой Главной Книги. Мировые религии достигли глубин, которые нельзя превзойти, их нельзя отбросить, как верования эллинов и римлян. Мартин Бубер в своем «Затмении Бога" написал, что ждет нового богоявления в диалоге. Философия диалога стала одним из основных направлений современной мысли. И я думаю, что это верное направление. В средние века у шиитов возникла легенда о скрытом имаме. Наследники Али (племянник Мохаммеда) были перебиты. Но легенда поместила имама в неприступные горы, откуда он когда-нибудь выйдет. И вот, в одном из вариантов легенды, скрытый имам, явившись, не даст нового откровения; но он так истолкует все прежние пророчества, что исчезнет вражда между народами Книги. Я прочел об этом у Корбена и сразу увидел, в средневековой шиитской одежде, глубоко современную мысль.
Надо понять, что ни одна мировая религия не имеет абсолютного превосходства перед другими. Каждый шаг развития что-то дает и что-то отнимает. История может быть описана как история приобретений и история потерь. Павел не мог передать эллинам послание Христа без перевода с языка одной культуры на язык другой, и в этом переводе, как во всяком переводе, что-то было потеряно: зримый Сын заслонил незримого Отца (это сразу видно в символе веры, где Сыну посвящено столько текста, сколько Отцу и Святому Духу вместе взятым). Поэтому даже такое распространенное убеждение, что Новый Завет выше Ветхого, не совсем верно. Считается, что по совокупности черт христианство значительнее иудаизма; но в становлении церкви что-то было потеряно, и понимание Евангелия невозможно без диалога с религией, из которой оно выросло.

http://www.pomeranz.ru/p/pub_xxi_choice.htm
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4662
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер


Вернуться в Ищем истину

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

cron