Что такое время? Версия Козырева

разные проблемные вопросы

Что такое время? Версия Козырева

Сообщение paia » 02 янв 2010, 16:13

Тема возникла из этой. Пообещал немного рассказать о Николае Александровиче Козыреве.

«…Если же, без предвзятой идеи, подойти к анализу наблюдательных данных о звездах, то свечение звезд оказывается тем искомым ключом, который позволяет раскрыть загадку жизнеспособности Мира»
(из неопубликованной рукописи Н.А.Козырева)


Так получилось, что дружил немного (25-30 лет назад) с его (будущей) невесткой, немного общался и с младшим сыном, моим ровесником. Сейчас Фёдор Козырев - профессор, автор интересных книг на христианские темы. Я как-то рассказал об одной - "Поединок Иакова". Также дружил со старшим Козыревым один мой знакомый поэт.

Впрочем, впервые узнал я кое-что о знаменитом пулковском астрофизике из первого тома "Архипелага ГУЛАГа" А. И. Солженицына. Напоминаю, что это необычная книга - самое известное антикоммунистическое произведение - была основана на рассказах очевидцев. Между прочим, недавно "Архипелаг" внесли в обязательную школьную программу по литературе. (И моя сестра внесла в это дело небольшой вклад.) Солженицын был знаком с Козыревым, интересовался его идеями, использовал его рассказы о сталинских лагерях.

Николай Александрович Козырев родился в 1908 г., в Санкт-Петербурге, в дворянской семье. В 20 лет он с блеском окончил Ленинградский университет, в 23 года стал профессором и видным учёным Пулковской обсерватории. А уже в 26 лет, в 1934 г., его имя стало известно всем астрономам мира — он разработал теорию протяжённых звездных атмосфер и выяснял свойства излучения, создающегося в таких раскаленных атмосферах.

Изображение

Его теория вскоре была обобщена молодым индийско-американским физиком Чандрасекаром — и стала в научном мире называться теорией Козырева—Чандрасекара. Закончив изучение атмосфер, облекающих светила, Козырев перешёл к исследованию самой знаменитой звезды, нашего Солнца, — его заинтересовала великая загадка солнечных пятен, он выяснял, какова глубина этих пятен, как они вступают в равновесие с солнечной атмосферой.
В 1936 году, в обстановке Большого террора, К., в числе других учёных пулковской обсерватории, был арестован.
Как выразился писатель Сергей Снегов, «Чандрасекар за свою теорию получил Нобелевскую премию, а Козырев — «путевку» в Норильск». Между прочим, расстреляли всех тогда осуждённых учёных, выжил один Козырев.
Причиной - точнее, поводом - ареста целой группы пулковских астрономов была зарубежная командировка директора обсерватории Б.П.Герасимовича. Он четыре года проработал в Гарвардской обсерватории. После возвращения его, естественно, арестовали и в тридцать седьмом расстреляли, а перед расстрелом заставили выдумать шпионскую организацию, куда был включен и Козырев.


Меня в первом томе "ГУЛАГа" заинтересовал такой рассказ.

«В тюрьмах и лагерях Козырева как будто что-то охраняло и помогало, сам Николай Александрович называл это Провидением. Началось всё с того, что, сидя в одиночке, в немыслимых условиях существования, он обдумывал свою идею о неядерных источниках энергии звёзд и путях их эволюции. Страдания от одиночества усугублялись тем, что у ученого не было никакого доступа к нужной ему информации. Для развития своей идеи Николаю Александровичу требовалось много конкретных характеристик разных звёзд: диаметры, светимость и т.д. Незнание этого могло привести все его рассуждения в тупик. Откуда же взять их в этой одиночке с ночной коптилкой, куда даже птичка не может влететь? И ученый взмолился: «Господи! Я сделал все, что мог. Но помоги мне дальше».

В это время полагалась ему на 10 дней всего одна книга (он был в камере один). В небогатой тюремной библиотеке было несколько изданий «Красного концерта» Демьяна Бедного, и они повторно приходили в камеру. Минуло полчаса после его молитвы — пришли сменить ему книгу и, как всегда не спрашивая, швырнули... «Курс астрофизики»! Откуда она взялась? Представить было нельзя, что такая есть в библиотеке! Предчувствуя недолгость встречи с бесценным для него изданием, Николай Александрович накинулся на страницы и стал запоминать, запоминать всё, что читал сегодня и что могло понадобиться потом. Прошло всего два дня, ещё восемь дней оставалось всё-таки на книгу. И вдруг обход начальника тюрьмы. Он зорко заметил сразу:
— Да ведь вы по специальности астроном?
— Да.
— Отобрать эту книгу!
Но мистический приход «Курса астрофизики» освободил пути для работы, продолженной в Норильском лагере.

Козырев размышлял: звезда — не ядерный котел, а «машина», перерабатывающая неизвестную нам форму энергии в световую. Получив новые данные, подтверждающие его гипотезы, Николай Александрович стал машинально вышагивать по камере, что категорически запрещалось. Последовало наказание — пять суток карцера. Был октябрь. Помещение не отапливалось, вместо пола — земля, пыль. Из мебели — табуретка. Раздевают до белья и разувают. Решил сразу, что погибнет, замёрзнет. Но постепенно стало выступать, выступать какое-то внутреннее таинственное тепло, и оно спасло. Научился спать, сидя на табуретке. Три раза в день давали по кружке кипятку, от которого становился пьяным. На шестые сутки ареста не выпустили. «В том была провокация: ждали, чтоб он заявил, что пять суток кончилось, пора освобождать, и за недисциплинированность продлить ему карцер. Но он покорно и молча просидел еще сутки — и тогда его освободили."

А вот, как рассказывает об этих событиях биограф Козырева А. Н. Дадаев:

Козырев до конца жизни считал, что в тюремную камеру эта книга точно с неба свалилась.
Другой эпизод связан с пребыванием в карцере, куда не проникал дневной свет, температура держалась около нуля, а вталкивали туда заключённого в нижнем белье, босым, из еды в сутки выдавали кусок чёрного хлеба и кружку горячей воды. Николай Александрович стал горячо молиться. Молитва согревала его – он чувствовал внутреннее тепло, благодаря чему продержался в карцере шесть суток… Покинув его, учёный размышлял, откуда могло появиться тепло в теле. Какой всеобъемлющий фактор может породить энергию?.. Так зародилась козыревская Теории времени, предложенная им через 20 лет. Оба эпизода содержат элементы мистики, но мистика сопровождала Николая Александровича и в заточении, и на свободе, и в жизни, и в научной деятельности.
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4661
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

Re: Что такое время? Версия Козырева

Сообщение Анастасия » 02 янв 2010, 16:34

:!: и :?: - жду продолжения.
Анастасия
 
Сообщений: 441
Зарегистрирован: 07 май 2009, 19:40

Re: Что такое время? Версия Козырева

Сообщение paia » 02 янв 2010, 22:52

"Всё было незаурядно в этом человеке, всё свидетельствовало о природном таланте, обострённом воспитанием в интеллигентной семье, выдающимися учителями и великими книгами" - пишет Сергей Снегов в рассказе, посвящённом Николаю Козыреву - "В хитром домике над ручьём".

"Вы спрашиваете, что меня теперь занимает? -- переспросил Козырев.-- Знаете, одна проблема пока не набрала большой четкости, но скоро, уверен, станет самой кардинальной из всех астрофизических проблем.Откуда бёрется энергия звезд? Почему они горят, не сгорая? Все время думаю об этом.
И о жаре, заставляющем звезды светиться, он говорил,с таким душевным жаром, что и меня опаляло его вдохновение. (....)
...Я бы поискал источник мировой энергии в неравномерном течении времени. Эйнштейн доказал, что реальное
время во Вселенной нестабильно, зависит от скорости, от массы, от структуры пространства... Я бы пошел дальше. Время особый физический процесс, оно не может не влиять на рождение энергии."

Между прочим, Снегов дальше в этом рассказе пишет, что Козыреву дали второй срок потому, что он отказался стать наседкой-стукачом.

Продолжим повествование о Козыреве в изложении Солженицына.
Вмешательство таинственных сил в судьбу безвинно репрессированного продолжалось и в лагере. Когда на общих работах у него началась водянка сердца и с отёкшими, как фонарные столбы, ногами он умирал в бараке, вдруг пришла передача от родных, на которую он и не надеялся. Да и мог ли Козырев подумать, что записочка с указанием места отбывания срока, брошенная в щёлку вагона при этапировании, будет подобрана кем-то и отправлена близким?

Однажды на стоянке в тайге Николай Александрович проснулся в палатке оттого, что кто-то тронул его за плечо и громко сказал: «Проснись, а не то будет поздно!» Козырев поднял голову и увидел, что из растопленной буржуйки выпал кусочек горящей бересты и через мгновение могла запылать палатка!

Ещё был случай, когда, потеряв в тайге топор, он не смог нарубить веток для костра. Он понял, что замёрзнет, и решил идти, пока хватит сил. Несчастный шел всю ночь, а по пятам его преследовала росомаха. Он прошёл по снежной целине семьдесят верст, и, когда добрался до фактории, никто не мог поверить его рассказу. Зато потом, собираясь в обратный путь, Козырев услышал, как начальник, отвечая кому-то на сомнения, стоит ли отправлять человека в столь тяжёлый путь, сказал: «Я его знаю. Этот дойдёт!» И эти слова ученый считал самой большой похвалой, какую ему удалось заслужить в жизни...

Из двух десятков репрессированных астрономов дожить до реабилитации удалось только Козыреву. И в самом конце войны в ответ на просьбу академиков освободить Козырева сам могущественный Берия приказал пересмотреть «дело». На это ушло полтора года. Сам Козырев рассказывал Г.Лисову (автору публикации о нем в «Чудесах и приключениях»), его судьбу решил последний вопрос следователя: «Верите ли вы в Бога?» Козырев ответил утвердительно, после чего ...был отпущен на свободу. Значительно позже выяснилось, что этот ответ следователь расценил как подтверждение искренности «дважды осужденного». Хотя, и это понятно, вера в Бога обычно отрицательно сказывалась на судьбе заключенного, Николай Александрович сильно рисковал...

После выхода на свободу учёный сумел подготовить докторскую диссертацию ...за два месяца!
Она называлась «Источники звёздной энергии и теории внутреннего строения звёзд». Какие же выводы сделал Козырев в своей выстраданной диссертации?
Обычные звезды и наше Солнце не могут существовать за счёт внутренних термоядерных реакций. Помимо недостаточной для этого внутренней температуры они просто «выгорели» бы за несколько десятков миллионов лет. А Вселенная живёт гораздо дольше. Планеты тоже имеют внутреннее тепло, ибо в них-то из-за малости размеров никак не могут идти ядерные реакции.
Козыреву удалось открыть лунный вулканизм, что потрясло научный мир. "И главным его достижением, вызвавшим всеобщее волнение в астрономическом мире, стало открытие вулканизма на Луне, издавна причисленной к абсолютно мёртвым небесным телам. В 1958 году, изучая большой рефлектор Крымской обсерватории, он сфотографировал лунный кратер Альфонс и обнаружил вулканические выходы водорода из центральной горки кратера" (С. Снегов). Через 10 лет за это открытие Международная академия астронавтики наградила ученого золотой медалью с семью алмазами.
При вручении награды академик Седов сказал: «Такая медаль присуждена пока только двум советским гражданам — Юрию Гагарину и вам».

Вот, как замечательно об этом пишет о смысле диссертации отца его сын, Фёдор Николаевич Козырев:

"Сомнение было в том, что звёзды представляют собой потухающие термоядерные топки, и Земля – крупица шлака, выброшенная из огнедышащей печи, – обречена либо на холодную смерть, либо на скорую гибель в огне очередной звёздной катастрофы. Интуиция не иссякающей созидательной и куда более тихой силы, разлитой во вселенной для поддержания жизни, была изначальна в мирочувствии Козырева, и трудно сказать, последовало ли откровение, ставшее начатком теории, как внешний ответ на дерзновенное сомнение, или оно подспудно вызревало из ростка этой интуиции, внезапно произведя удивительный плод. Откровение было о том, что ресурсы поддержания жизни во вселенной таятся не в глубинах вещества, а в непознанных свойствах времени.
Это откровение можно назвать кардинальным переосмыслением мифа о времени. На место столь привычного для европейской культуры образа Сатурна, пожирающего своих детей, претендовало что-то совсем другое, более напоминающее явление пророку Илии (3 Царств 19.11-12). Это было тем более неожиданно, что разрушительный образ времени был усугублен в новейшей европейской истории вторым началом термодинамики. Ось времени совпадала, согласно с этим началом, с осью энергетической деградации мироздания. Векторной характеристикой времени отныне нельзя было пренебречь, как это было у Ньютона, именно потому, что любой шаг по этой оси переводил мир в состояние с более низким качеством энергии. Время, как его увидел Козырев, было совершенно иным. Истоком и устьем этого потока был не тёмный пожирающий хаос, но два океана вечности, полные сил и жизни. И поток времени не мог не нести с собой этих сил, протекая по пустыне нашего материального бытия."



Что же крамольного такого было в идеях Козырева, за что его периодически клеймили? Он сформулировал идеи о природе «холодной» энергии, об энергии времени, которая связывает явления в космическом мире. Только 30 процентов информации принимается в реальном астрономическом времени. Столько же принимается с отставанием. А 30 процентов информации воспринимается нами с опережением....

Исследователь к августу 1958 года написал книгу «Причинная или несимметричная механика в линейном приближении», которая стала продолжением его докторской диссертации (защитил её через несколько месяцев после освобождения!), в ней обобщались результаты опытов и наблюдений и указывалось на неядерный источник энергии звёзд.
Н.А. Козырев вводит понятие ход времени – скорость перехода причины в следствие в причинно-следственных необратимых процессах (чем является и наша жизнь). Изначальный тезис его теории: «Время может совершать работу и производить энергию». Учёный исследовал необратимые процессы в природе, примерами которых могут служить охлаждение раскалённой проволоки, растворение сахара, увядание, или смерть, растений, испарение спирта и даже… «работа головы человека». При этом использовались горизонтальные крутильные весы – очень чувствительное устройство, смонтированное самим учёным. Стрелка отклонялась, и Козырев объяснял это тем, что в одних случаях процесс идёт с «поглощением времени» («плотность времени» в окружающем пространстве понижается), а в других – с «излучением времени» («плотность» повышается).

О возможности существования мгновенной связи через время всего и вся в Мире Козырев писал в 1968 году, позже он постулировал эту возможность так: «Время не распространяется, а появляется сразу во всей Вселенной. Поэтому организация и информация может быть передана временем мгновенно на любое расстояние…»

Свои гипотезы Николай Александрович доказывал экспериментально. Сначала телескоп был направлен в точку, совпадающую с видимым положением звезды, хотя, как должно быть понятно, её там давно нет. Затем телескоп перевели в заранее вычисленное место, где звезда должна быть в данный момент. И наконец в третий раз телескоп направили в ту точку, куда звезда придёт лишь тогда, когда к ней дойдёт свет от Земли, отправленный во время наблюдения. Во всех трех случаях чувствительные датчики зарегистрировали сигнал :!:

Вот такой вывод делал Козырев: «...через поток времени можно войти в контакт с прошлым и с будущим! Таким образом, Время вносит в Мир свои свойства и освобождает его от жесткого детерминизма Лапласа. Если нельзя точно предсказать будущее, то можно его наблюдать, и это может вызвать в настоящем такие изменения, которые нарушат это будущее. Надо полагать поэтому, что изображение будущего всегда размыто...»
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4661
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

Re: Что такое время? Версия Козырева

Сообщение paia » 02 янв 2010, 23:44

Идеи Козырева так радикально разрушали все привычные представления о физике времени и природе энергии, что признанные ученые их отвергали «с порога», не тратя времени на аргументацию. Разгромные статьи в прессе, уничтожение напечатанных книг... И снова интерес спецслужб по имени КГБ. Но непонимание его идей самого Козырева не останавливало. Его исследования становились все глубже и шире, постепенно превращались из чисто астрофизических в общефилософские.

Опять слово младшему сыну учёного: "Двух основных качеств материи – стремления не изменяться (инертность) и не быть (стремление к равновесному состоянию) – явно не достаточно, чтобы объяснить феномен бытия вселенной. Это понял Аристотель, отождествив материю с потенцией, требующей формы, для того, чтобы быть способной к бытию в конкретных вещах. Космология Козырева может рассматриваться как астрофизическое подтверждение и продолжение этой идеи. Разве что активное начало, взаимодействующее с материей, названо было им не формой, а организацией, втекающей в наш мир с потоком времени. Основной тезис «астрофизического введения» к причинной механике состоит в том, что «в мире непрерывно действуют причины, мешающие переходу в равновесное состояние» (Козырев 1991, с. 236). Один из основных выводов причинной динамики состоит в том, что время обладает энергией (с. 258). А главнейшее её следствие состоит в том, что «можно овладеть течением времени с тем, чтобы усиливать процессы, действующие против возрастания энтропии, т.е. процессы жизни» (с. 287)."

"Голографическое видение мира, отражающее на космологическом уровне онтологический принцип всеединства «всё имманентно всему» (Франк), появилось в истории философии очень рано, у Анаксагора, и было уже в Новое время возрождено монадологией Лейбница. Откровение о том, что в каждой части этого мира содержится целый мир, вызвало в свое время у Лейбница состояние религиозного экстаза. В работах Козырева не найти пространных рассуждений на эту тему. Он говорит об этом мимоходом, как о само собой разумеющемся: «Мир однороден, и в каждой случайной капле можно найти все его свойства. Поэтому жизненные процессы должны наблюдаться и в простейших механических опытах наших лабораторий» (Козырев 1991, с. 314). Однако в ходе разработки причинной механики были получены такие подкрепления этого воззрения, которые придали ему статус научно доказанной картины мира."

Ещё цитата оттуда же: "Он не сильно верил в созидательные силы человека и этим неверием жёстко противостоял своей эпохе, упоённой человекобожескими мечтами. Ему был крайне чужд теургический пафос и, как следствие – социальный утопизм, процветавший во всех направлениях мысли и во всех предприятиях его сумасшедшего века. И в этом, я думаю, тоже причина малой востребованности его идей «сильными мира». Можно считать, что за этим неверием стоял его личный жизненный опыт. Но я думаю, что – кроме и прежде этого – за ним стояла ортодоксальная вера в попечительство и благость Творца, превышающие всякую меру человеческих поползновений."
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4661
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

Re: Что такое время? Версия Козырева

Сообщение paia » 03 янв 2010, 01:29

Изображение

Николай Александрович Козырев умер в 1983 году. Из его работ выделю такую:
Н.А.КОЗЫРЕВ. ОБ ИССЛЕДОВАНИЯХ ФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ВРЕМЕНИ. 1974-1975 г.г., Пулково.



"Есть серьезные основания рассматривать Н.А. Козырева как представителя того широкого направления отечественной научной, философской и религиозной мысли, которое принято называть русским космизмом. Интуиция присутствия в природе неиссякаемых созидательных сил, связывающих вселенную в живое целое, роднит его научные взгляды и с Н. Пироговым, и с Н. Федоровым, и с В. Соловьевым, и с кругом более поздних мыслителей, развивавших эту излюбленную русскую тему. «Беспредельный, беспрерывно зыблющийся и текущий океан жизни, бесформенный, вмещающий в себя всю вселенную, проникающий все ее атомы, беспрерывно группирующий их… и приспосабливающий их к различным целям бытия», - этот образ, захвативший Пирогова и нашедший потом зримое воплощение в фильмах Андрея Тарковского, несомненно, являлся не раз и Козыреву, посвятившему свою жизнь научному исследованию таинственных источников жизни вселенной. (..) Вопрос о том, насколько учение о наполняющей мир живительной силе времени совместимо с христианским представлением о трансцендентности Творца должен решаться, на мой взгляд, в свете учения Григория Паламы о божественных энергиях, наполняющих мир. Совершенно справедливо замечание В. Зеньковского о том, что в православной мистике мир отличен от Бога, но не отделен от Него, благодаря чему «Восточное христианство есть вообще система светлого космизма» (Зеньковский 1992, с. 198), в которой представление об исполнении земли Славой Божией доминирует над представлением о падшести естества. (..)
Два вывода причинной механики кажутся мне особенно ценными как в научном, так и в богословско-апологетическом отношении. Один касается начала мира, другой – его конца.

Как известно, уже Пирогов допускал образование вещества из скопления силы (Зеньковский, 1991, ч. 1.2., с. 187). Эта идея, вытекавшая из его общих космических воззрений, предвосхитила обоснование Эйнштейном эквивалентности энергии и массы. Космология Козырева допускает образование вещества из мысли, и это, несомненно, важный шаг на пути научного обоснования возможности сотворения мира. Объясняя смысл своих опытов с изменением веса деформированных тел, Н.А. прибегал к аналогии, очень упрощающей, но принципиально не искажающей создающуюся в опыте ситуацию. Если на чашку весов положить пустой холст, краски и кисти, а потом взвесить снова все оставшиеся материалы и холст, но уже с нарисованной картиной, вес будет другой. (..) Творение мира разумным Началом «из ничего» в свете открытий Козырева больше не представляется логически невозможным. (Ф. К., ук. соч.)
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4661
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

Re: Что такое время? Версия Козырева

Сообщение Анастасия » 04 янв 2010, 19:35

Прочитала внимательно. Остаётся думать.
Спасибо.
Анастасия
 
Сообщений: 441
Зарегистрирован: 07 май 2009, 19:40

Re: Что такое время? Версия Козырева

Сообщение Николай » 05 янв 2010, 01:21

Спасибо за познавательную статью,очень интересно,не знал об этом раньше
Николай
 
Сообщений: 165
Зарегистрирован: 07 май 2009, 22:01

Доверие - сердцевина Веры

Сообщение paia » 05 янв 2010, 01:50

Спасибо.

Мне ещё запомнился такой рассказ Фёдора о своём знаменитом отце.

"...История, случившаяся с Н.А. в санатории «Узкое», в этом отношении весьма показательна. Это было во время пожара в 1969 году. В то утро, разбуженный криками и топотом бегущих людей, он вышел из комнаты поинтересоваться, в чём причина шума. Услышав, что в здании пожар, он успокоился, вернулся в свою кровать и снова заснул, полагая, как он сам потом рассказывал, что, раз о пожаре всем известно, значит, скоро приедут пожарные и потушат огонь. Проснулся он, когда от дыма в комнате уже невозможно было дышать, а у дверей комнаты стеной стояло пламя… Спастись ему тогда удалось, выбравшись из своей комнаты по карнизу, цепляясь за водосточную трубу, последним из охваченного огнем здания.
(...) Эта своеобразная беспечность была характерной чертой отца, что само по себе поразительно, учитывая его жизненный опыт. Вопреки этому опыту, он почему-то продолжал верить в разумность миропорядка и, в частности, в четкое распределение обязанностей между людьми."
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4661
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

Re: Что такое время? Версия Козырева

Сообщение iury » 07 янв 2010, 10:33

Саша, спасибо. Побольше узнал о Козыреве.
Ранее читал, вернее пытался читать его, но честно говоря не много понял. Может быть твои посты послужат поводом вернуться к этому. Но, кажется в инете книг Козырева нет, может у тебя что то есть ?
iury
 
Сообщений: 100
Зарегистрирован: 07 май 2009, 19:37

Re: Что такое время? Версия Козырева

Сообщение paia » 07 янв 2010, 15:50

iury писал(а): Но, кажется в инете книг Козырева нет, может у тебя что то есть ?
Отчего же нет? Одну, лёгкую ссылку я дал выше. А в принципе - http://timashev.ru/Kozyrev/
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4661
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер


Вернуться в Ищем истину

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1