"Каждый за себя, а Бог против всех"
Добавлено: 05 окт 2009, 04:01
"Каждый за себя, а Бог против всех", Вернер Херцог, 1974 г., ФРГ.
Это притча, созданная Херцогом на основе реальной загадочной истории.
26 мая 1828 года на рыночной площади Нюрнберга был замечен странный подросток, лет 16-17. Он был одет в крестьянское платье, но был абсолютно беспомощен, с трудом ходил и почти не умел говорить. Точнее, он мог произносить «Не знаю» и «Я хочу быть кавалеристом, как мой отец», — но явно не понимал смысла этих слов.
Юношу отвели в полицию, где стало ясно, что он лишён представления о самых элементарных вещах; однако он мог написать своё имя: Каспар Хаузер. По его ногам было заметно, что он никогда не носил обувь. Он не мог есть ничего, кроме хлеба и воды.
Постепенно выяснилось, что Каспара с раннего детства одевали только в рубашку и штаны и держали в тёмной конуре, в которой нельзя было ни встать, ни лечь во весь рост. Хлеб и воду ему давал ежедневно какой-то человек во время естественного или искусственно вызванного наркотиком сна — так что Каспар не мог видеть его в лицо. Из игрушек у Хаузера была только деревянная лошадка. В последнее время этот человек стал приходить чаще и, водя его руку, стал учить Каспара писать своё имя, ходить и произносить фразу про всадника.
Дальнейшая история найдёныша также удивительна.
Пожалуй, это самая известная история о ребёнке, жившем без общения с людьми. Верлен сочинил стишок, сто лет назад вышел роман Якоба Вассермана, а в психологии есть даже синдром Хаузера Каспара.
Для Вернера Херцога интересно не разгадать тайну возникновения странного юноши, а посмотреть глазами человека, не испорченного цивилизацией, благородного дикаря, на наше общество. Впечатляюще показана пошлость и тупость представителей самых разных слоёв общества - чиновников, бюргеров, врачей, аристократии.
Нотариус, помешанный на фиксации подробностей того, что он считает реальностью, — метафора реалистической эстетики,
которая приравнивает скрупулёзное отображение к истине.
В главной роли режиссёр снял уличного музыканта с трудной судьбой. Бруно С. был избит своей матерью-проституткой в возрасте трёх лет настолько, что стал временно глухим. Он провёл всё детство после этого в психушках. И несмотря на это, стал прекрасным художником и музыкантом-самоучкой. Херцог даже думал, не назвать ли фильм "История Бруно Хаузера".
Путь западной цивилизации, живущей "от ума" - тупик, по мысли немецкого режиссёра. В этом смысл последнего сна, рассказанного его героем перед смертью.
начинается фильм с иддилического сна Каспера, ему нужно время, чтобы научиться
различать сны и реальность, ведь в детстве сны ему не снились...
Есть и спорные мысли в фильме. Например, уже знакомство с языком для Каспера представлено как падение.
Оценка: 9 из 10.
Это притча, созданная Херцогом на основе реальной загадочной истории.
26 мая 1828 года на рыночной площади Нюрнберга был замечен странный подросток, лет 16-17. Он был одет в крестьянское платье, но был абсолютно беспомощен, с трудом ходил и почти не умел говорить. Точнее, он мог произносить «Не знаю» и «Я хочу быть кавалеристом, как мой отец», — но явно не понимал смысла этих слов.
Юношу отвели в полицию, где стало ясно, что он лишён представления о самых элементарных вещах; однако он мог написать своё имя: Каспар Хаузер. По его ногам было заметно, что он никогда не носил обувь. Он не мог есть ничего, кроме хлеба и воды.
Постепенно выяснилось, что Каспара с раннего детства одевали только в рубашку и штаны и держали в тёмной конуре, в которой нельзя было ни встать, ни лечь во весь рост. Хлеб и воду ему давал ежедневно какой-то человек во время естественного или искусственно вызванного наркотиком сна — так что Каспар не мог видеть его в лицо. Из игрушек у Хаузера была только деревянная лошадка. В последнее время этот человек стал приходить чаще и, водя его руку, стал учить Каспара писать своё имя, ходить и произносить фразу про всадника.
Дальнейшая история найдёныша также удивительна.
Пожалуй, это самая известная история о ребёнке, жившем без общения с людьми. Верлен сочинил стишок, сто лет назад вышел роман Якоба Вассермана, а в психологии есть даже синдром Хаузера Каспара.
Для Вернера Херцога интересно не разгадать тайну возникновения странного юноши, а посмотреть глазами человека, не испорченного цивилизацией, благородного дикаря, на наше общество. Впечатляюще показана пошлость и тупость представителей самых разных слоёв общества - чиновников, бюргеров, врачей, аристократии.
Нотариус, помешанный на фиксации подробностей того, что он считает реальностью, — метафора реалистической эстетики,
которая приравнивает скрупулёзное отображение к истине.
В главной роли режиссёр снял уличного музыканта с трудной судьбой. Бруно С. был избит своей матерью-проституткой в возрасте трёх лет настолько, что стал временно глухим. Он провёл всё детство после этого в психушках. И несмотря на это, стал прекрасным художником и музыкантом-самоучкой. Херцог даже думал, не назвать ли фильм "История Бруно Хаузера".
Путь западной цивилизации, живущей "от ума" - тупик, по мысли немецкого режиссёра. В этом смысл последнего сна, рассказанного его героем перед смертью.
начинается фильм с иддилического сна Каспера, ему нужно время, чтобы научиться
различать сны и реальность, ведь в детстве сны ему не снились...
Есть и спорные мысли в фильме. Например, уже знакомство с языком для Каспера представлено как падение.
Оценка: 9 из 10.